Высота

vasiliy_okochka


Записки Василия о'Кочки

Пока хоть листик у надежды бьется...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Когда ящик перестает быть черным
Высота
vasiliy_okochka


Смотрел я тут на днях научно-популярный фильм, в котором показывают эксперименты, проводимые учеными с участием обезьян и детей, с целью понять почему же обезьяна не становится человеком. Ищут, так сказать, самое принципиальное отличие.

И, между прочим, в некоторых экспериментах обезьяны проявляют поразительные способности. Ну вот, например, есть такой эксперимент. Обезьяна сидит перед монитором, на котором в произвольном порядке показываются цифры от 1 до 9, она смотрит на них всего 0,6 секунды, запоминает, а затем нажимает на них поочередно пальцем. Как только она прикоснулась к единице все цифры тут же закрываются белыми квадратиками. Невероятно, но факт - шимпанзе с большой скоростью, совсем не задумываясь и в безошибочной последовательности доходит до девяти.



А ведь такой фокус большинству людей повторить не по силам. Человек запнется уже на пятерке или шестерке, да и делать это будет намного медленнее. Таком образом, доказано, что кратковременная память у обезьян намного лучше чем у людей. Есть только одна проблема при проведении этого эксперимента - обезьяну приходится очень долго учить цифрам.

Но это, как говориться, эксперимент с однозначной трактовкой - лучше у обезьян кратковременная память и точка. Но затем в фильме показывают не настолько однозначный эксперимент. Кстати, я видел его в двух фильмах и в них по разному трактуют его результаты. Так что он, как минимум, неоднозначный. Суть его такова.

Экспериментатор показывает обезьяне черный ящик. Ящик этот выглядит как некое сложно устройство. Вверху у него отверстие прикрываемое двумя засовами, сбоку он также имеет отверстие с вставленной в него коробочкой.

Экспериментатор показывает обезьяне как извлечь из ящика пищу. Он берет палочку, стучит ей три раза по верхней крышке, отодвигает засовы, три раза тычет палочкой в верхнее отверстие, затем тычет палочкой в боковое и оттуда выпадает награда.

Обезьяна все понимает с первого раза и, проделав аналогичные действия, получает награду. Затем этот же эксперимент проводят с детьми  - результаты аналогичны.

А вот потом начинается самое интересное. Тем же испытуемым вновь дают такой же ящик, только уже не черный а изготовленный из прозрачного материала. Благодаря этому теперь хорошо видно, что внутри ящика установлена панель, отделяющая верхнюю часть ящика от нижней, то есть все манипуляции с верхней частью ящика не нужны для извлечения приза - экспериментатор, обучая обезьян и детей, просто производил ненужные действия.

И знаете, как на это реагируют участвующие в эксперименте? Отказываются ли от лишних манипуляций обезьяны? А дети? Признаюсь, меня результат удивил.




Выясняется, что обезьяны отказываются - теперь они тычут палочкой сразу в боковое отверстие и тут же достают приз. Это умно и рационально. А вот дети ведут себя по-другому, они по прежнему продолжают совершать действия с верхней частью ящика, которым научил их экспериментатор, несмотря на всю их, ставшую теперь очевидной, ненужность. Вот так!

Чем это объяснить? Очевидно, объяснения можно придумать разные. Например, такое:  для детей существует авторитет взрослого, на который обезьяне просто плевать.

Похоже, что этот эксперимент больше говорит о человеке, чем об обезьяне. Ну разве не увидели мы в нем как у людей появляются традиции? Когда действия, при казалось бы очевидной их бесполезности, все равно воспроизводятся потому что так делало старшее поколение, так нас научили.

Выходит, не учитывая чей-то там авторитет и не придерживаясь традиций, обезьяна поступает умнее и рациональнее человека? На первый взгляд кажется, что так оно и есть. Но, с другой стороны,  ведь это человек летает в космос, а обезьяны прыгают по деревьям, а никак не наоборот.

Так значит следование традициям все же необходимо, даже при кажущейся их нелепости? Ведь эксперимент показывает, что этим то мы и отличаемся от обезьян.

Впрочем, возможно у вас будет другое объяснение поведению людей и обезьян в данном эксперименте.

  • 1
интересно.. да.. а возраст обезьян каков? тут еще учитывать надо жизненный опыт.

Ну там точно не говорили, но похоже, что взрослые.

Хороший укол в сторону теории эволюции. Браво.

Я бы сказал, что это укол не в сторону теории эволюции, а в сторону теории ненужности "комплексов" и "предрассудков". Человек явно тут более закомплексован, но все же он человек.

Да в этой ситуации следование традициям конечно толку не приносит.

В этой да. Но вообще человек стал человеком еще и потому, что им следовал. Выходит, есть от них польза.

Мне кажется, что не последнюю роль здесь играет детское воображение. Взрослый быстро бы перешел на рациональное использования ящика, а детям интереснее сами манипуляции.

Взрослый бы да, конечно действовал бы более осмысленно.
Но тут дело в том, что все, что мы усваиваем в детстве как правильное и нужное, мы и во взрослой жизни считаем таковым. Редко когда бывают исключения. Человек же формируется именно в детстве.
Кстати, если бы авторитет экспериментатора был достаточно высок для испытуемого, то он и будучи взрослым повторял бы его действия.

удивительно... Это может подтверждать легенды, что человека многому научили пришельцы. И, повторяя, он следовал заповедям. А обезьяна могла бы делать каждый раз по-новому, пока бы не запуталась в "ящиках"))

Интереснее даже не то, кто научил человека, а откуда у него именно такая способность к обучению. Кто научил его так учится. )

Общаются две собаки: "Смотри как я Павлова выдрессировал! Ща пущу слюну, а он хмыкнет и кинется писать в журнале." Иногда кажется, что братья наши намного умнее, просто насрать им на наши метания. Но однажды мы сами не заметим, как станем для них домашними животными, эволюция не заметна в пределах жизни нескольких поколений, а идею развития обезьян киношники обсосали полностью.

Иногда действительно кажется, что они нас используют в своих целях.

она никогда не станет человеком...

И казалось бы что не хватает ей совсем немного (разница в днк всего на 0,4%), но все же пропасть, которую обезьянам никогда не преодолеть.

Я думаю, что дети считали главным в эксперименте повторить в точности манипуляции взрослого. Если бы перед ними была поставлена задача как можно скорее достать приз, наверное, они бы действовали как обезьяны.

Вполне возможно. К сожалению, не известно, какими именно словами экспериментаторы ставили задачу детям.

А какого возраста и пола были дети? Просто до определённого возраста (хз до какого, может, лет до пяти, но до трёх так точно) дети слепо копируют взрослых, не задумываясь над своими действиями, и только в более сознательном возрасте начинают задумываться над тем, что они делают, и нужно ли это делать.
К тому же есть разница мальчики это или девочки. Мальчики более склонны к разбирательной деятельности.

Пол разный. Возраст, то ли 4, то ли 6 лет. В некоторых экспериментах (но не в этом) были и 12-летние.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account