?

Log in

No account? Create an account
Высота

vasiliy_okochka


Записки Василия о'Кочки

Пока хоть листик у надежды бьется...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Вербное Воскресенье
Высота
vasiliy_okochka
Сегодня Вербное Воскресенье. Поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим всех христиан! 

Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.


В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции.

После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника.

Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряжённой ослом), которую вёл под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднён.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».

Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси.

Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.

Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).





  • 1
"Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы"

Христианство и суеверия вместе :)

Христианство накладывалось на язычество, поэтому вот так.

У нас эти обычаи до сих пор сохранились. Этот год наверное первый, когда меня не попотчевали вербой, некому. Свяченой вербой мама в первый день выгоняла корову "на пашу", а потом хранила её под образами до следующего вербного воскресения. И вас с праздником!:)

Кстати, по поводу обычаев.
Видел как-то кусок очень интересного фильма по украинскому каналу. К сожалению, не канал, ни само название фильма не запомнил. В сети этот фильм вряд ли найдется - он был на украинском языке.
Там был показан один весьма характерный обычай, сохранившийся в некоторых деревнях, если память не изменяет на полтавщине. Женщина поставив пасхальное тесто, задирает юбку, показывая то самое место. Что явно доказывает, обычай печь паски существовал до христианства. А сама паска символизировала, что-то вроде плодородия.

У нас я о таком обычае не слышал. Хотя кто знает, что они там втихаря делают, пока тесто месят. Не при мужиках же такое вытворять... Вы правы, язычество и христианство переплелось очень тесно. Это доказывет, що византийские традиции прививались не на пустом месте, что у нас и до этого существовала довольно развитая и богатая культура. Да и вообще, с русалками и домовыми жить интереснее.

Конечно не на пустом. Христианство во многом приспосабливалось. Данный факт говорит о том, что языческая культура была очень древней и имела глубочайшие корни.

  • 1