Василий о'Кочка (vasiliy_okochka) wrote,
Василий о'Кочка
vasiliy_okochka

Categories:

Исполнилось 75 лет знаменитой "эмке"




Семьдесят пять лет назад, 16 марта 1936 года, с конвейера Горьковского автозавода сошли первые серийные легковые автомобили ГАЗ-М1. Завод был "имени Молотова", вот и первую самостоятельную конструкцию Горьковского автозавода назвали в честь Вячеслава Молотова, председателя Совета Народных Комиссаров СССР, - "Молотовец-1".

Работа над заменой на конвейере устаревшего ГАЗ-А началась в сентябре 1933 года. На смену должен был прийти Ford Model 40. От компании Ford были получены чертежи кузова и штамповая оснастка для его изготовления. Внешне опытные образцы ГАЗ М-1 чрезвычайно напоминали американский прототип формой крыльев, облицовки радиатора, спицованными колесами. Однако затем между сторонами возникли разногласия, и совсем молодой и неопытный конструкторский коллектив ГАЗа под руководством инженера Андрея Липгарта продолжил разработку автомобиля своими силами. В частности, заново был спроектирован передний мост на продольных полуэллиптических рессорах, более надежных, чем фордовские поперечные. Новую раму для "эмки" создавал инженер Крещук, который в 1952 году напишет на своего начальника Липгарта гнусный донос Сталину. Поскольку чертежей оперения от Ford получить не удалось, капот, крылья и радиаторную решетку пришлось также сделать самостоятельно.

Уже на следующий день после сборки первых серийных образцов ГАЗ М-1 оба они были направлены для показа правительству в Москву, один на железнодорожной платформе, другой - своим ходом. Этот экземпляр вел инженер Липгарт лично. В Кремле автомобили осматривали члены правительства во главе со Сталиным. Для сравнения рядом выставили модели Ford образца 1933 и 1934 годов. По воспоминаниям Липгарта, Сталин, сравнив машины и спросив, дрожит ли машина от двигателя или нет, произнес: "Дай Бог каждому такую машину", что из уст секретаря ЦК ВКП(б) звучало необычно.

Автомобиль отличали закрытый цельнометаллический кузов (только верх крыши был брезетовый), лонжеронная рама с Х-образной поперечиной, подвеска с гидравлическими амортизаторами, четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель мощностью 50 л.с. с автоматическим опережением зажигания, трехступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления. ГАЗ М-1 развивал скорость 105 км/ч и расходовал 14,5 л/100 км (по эксплуатационной норме).

ГАЗ М-1 послужил базой для свыше 20 различных конструкций автомобилей, в основном опытных. С 1938 года на основе "эмки" серийно выпускали пикап М415 грузоподъемностью до 500 кг. На шасси "эмки" строили также бронеавтомобили ФАИ-М и БА-20. С 1938 года четырехцилиндровый двигатель ГАЗ М-1 начали устанавливать на "полуторку", в связи с чем этот грузовик был переименован с ГАЗ-АА в ГАЗ-ММ. В 1938 году в целом были завершены работы по новому шестицилиндровому мотору ГАЗ-11 (ведущий конструктор Евгений Агитов), после чего он был немедленно установлен на "эмку". Седаны ГАЗ-11-73, фаэтоны ГАЗ-11-40, полноприводные седаны ГАЗ-61-73, фаэтоны ГАЗ-61-40 и артиллерийские тягачи ГАЗ-61-417 выпускались серийно и ограниченными партиями в период с 1939 по 1948 годы. Сама же "эмка" стояла на конвейере вплоть до лета 1943 года, когда Горьковский автозавод подвергся разрушительной бомбардировке. Всего было построено около 80 тыс. "эмок".


Tags: Интересное, История, Сталин
Subscribe

promo vasiliy_okochka february 1, 2013 08:59 946
Buy for 100 tokens
Предстоящей ночью пройдет ровно 54 года с тех пор, как при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов под руководством Игоря Дятлова. С того времени множество экспертов и энтузиастов пытаются отгадать, что же стало причиной трагедии, но однозначного ответа пока так и нет. Установка…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments